РЫНОК ОДНОЙ СПЕЦИАЛЬНОСТИ

Константинова А.П. (УГЛТУ, г. Екатеринбург, РФ) anna@midural.ru

THE MARKET OF ONE SPECIALITY

 

Рыночные отношения, складывающиеся в сфере услуг высшего образования, формируют ряд проблем взаимодействия между участниками этого рынка. Вузы, в том числе и государственные, вынужденные оказывать платные услуги на рынке профессионального образования, оказались не готовыми к деятельности по удовлетворению образовательных потребностей студентов, с одной стороны, и рынка труда — с другой. Индивид выбирает специальность на основе своих интересов, складывающихся под воздействием различных факторов, в том числе влияния СМИ, моды, не зная, будет ли полученная профессия востребована через несколько лет.

Работодатели, как субъекты рынка труда, заинтересованы в выпускниках вузов, способных удовлетворить текущие конъюнктурные потребности в специалистах. Несмотря на то, что вуз включен в два рынка — рынок образовательных услуг и рынок труда, — он главным образом ориентирован на текущий спрос лишь на одном из них: со стороны домохозяйства. Актуальна ситуация невостребованности выпускников     вузов на рынке труда. Это связано как с тем, что спрос рынка труда «отложен» на     4¾6 лет с момента поступления в вуз и требует прогнозного изучения, так и с тем, что спрос на рынке труда подвижен, определяется экономическими процессами модернизации производства.

Выделено пространство в сфере образовательных отношений, в котором наиболее ярко реализуются рыночные механизмы — это профессиональная подготовка, в  результате которой формируется профессиональная компетенция специалиста. К субъектам рынка услуг высшего образования относятся производители образовательной  услуги — образовательные учреждения и потребители образовательной услуги – домохозяйство и отрасли хозяйства.

 Спрос со стороны домохозяйства выражается в принятии решений относительно выбора параметров образовательной услуги (специальности, формы обучения, стоимости) и образовательного учреждения (преимущественно, статуса, имиджа вуза), что в совокупности означает выбор ожидаемого социального статуса, социальных связей и прочих дополнительных эффектов, связанных с увеличением человеческого капитала. Спрос со стороны отраслей хозяйства проявляется в реакциях рынка труда и измеряется количеством вакансий на специалистов необходимой квалификации.

Для эффективного функционирования исследуемой системы плохо реализуются взаимодействия между вузами и отраслями хозяйства. Вузы слабо ориентированы на подготовку необходимых в отраслях хозяйства специалистов, не заинтересованы в распределении выпускников на предприятиях. Работодатели, планируя получить быстрый коммерческий эффект от своей деятельности, не ориентированы вкладывать ресурсы в повышение профессиональной компетенции студентов.

В России развитие рынка образовательных услуг связывается, прежде всего, с платными услугами государственных образовательных учреждений и формированием института негосударственного образования.

Перечень специальностей, предлагаемых вузами г. Екатеринбурга, в целом соответствует потребностям индивидов и лишь частично учитывает потребности работодателей: из 39  представленных в городе вузов, 15 —государственных, в свою очередь из которых только 4 относятся к категории технические и технологические вузы. Среди всех вузов города самыми распространенными специальностями являются «Менеджмент», «Экономика», «Бухгалтерский учет и аудит» «Экономика и управление на предприятии (по отраслям)», «Коммерция»,  «Связи с общественностью», «Юриспруденция».

Это свидетельствует о том, что вузы реагируют на общественный спрос, но скорость и объемы развития высшей школы дают основание предположить о недостаточном качестве оказанных образовательных услуг.

Интересно, что лишь 9 (37,5%)  учебных заведения из общего числа негосударственных вузов в г. Екатеринбурге являются головными вузами, остальные принадлежат к территориальным подразделениям столичных вузов.

Первоначально частный сектор задумывался в качестве некоей альтернативы, способной разрушить (или хотя бы ослабить) государственную монополию в сфере образования. В действительности негосударственное образование смогло освоить довольно ограниченный и относительно незанятый сегмент образовательного рынка.

Во-первых, часть абитуриентов нуждается в более доступных образовательных услугах.

Во-вторых, в эпоху массового получения второго высшего образования многим абитуриентам нужна именно заочная форма обучения. Из всех вузов страны такое обучение предлагают 85 %, а остальные специализируются только на дневном или вечернем (без заочного) 16 % и 15 % соответственно. Большинству поступающих требуется гуманитарно-социальное или экономико-управленческое образование. Подготовка по другим направлениям носит единичный характер.

Негосударственный сектор отделен от государственного непроницаемой стеной. Достаточно проблематично перейти из первого во второй или поступить учиться дальше. Он лишен также иных привлекательных для абитуриентов благ, присущих его государственному аналогу - отсрочки от призыва в армию, диплома государственного образца и др.

Количество вузов неуклонно растет. Однако, для формирования полноценного рынка в высшем образовании этого не достаточно. Не следует забывать, что в высшем образовании все еще фактически сохранена монополия государства. Конкурентная среда на образовательном рынке пока не сложилась. При сохранении таких условий рассчитывать на сколько-нибудь серьезные преобразования в сфере высшего профессионального образования вряд ли приходится.

То, что вузы абитуриентов выбирают, очевидно. Иначе, зачем нужны были бы вступительные экзамены. А может ли абитуриент выбирать вуз? На первый взгляд, "да". Но всегда ли имеется такая возможность? 

Оказывается, нет. Из большинства специальностей, по которым готовят в вузах, половину (в основном техническим) можно получить лишь в одном вузе и только по одной из форм обучения. Еще 29,3% специальностей можно получить в одном из двух вузов, либо по одной из двух форм обучения в одном вузе. Таким образом, возможности выбора при поступлении примерно на 90% всех специальностей в вузы ограничено 1 - 2 каналами, а вузы, их предлагающие, фактически являются монополистами. Это значит, что им не надо конкурировать между собой или отчаянно бороться за качество своей продукции.

Сегмент рынка, где конкурентное напряжение велико, составляет всего около 10% от общего числа специальностей. Легко можно заметить, что часть из них относится к специальностям гуманитарно-социального профиля. Большинство же принадлежит к группе экономико-управленческих специальностей. Так что, если и можно говорить о рынке образования, то, прежде всего, применительно к последней группе специальностей.