Иванов В.В., (УГЛТУ, г. Екатеринбург, РФ) victor.82@mail.ru
Рубки ухода и несплошные рубки главного и промежуточного пользования малой интенсивности предполагают использование широкопасечных технологий изреживания древостоя.
При ширине пасеки
С целью минимизации повреждений компонентов леса, перемещение под пологом древостоя ЛЗМ и трелевка лесоматериалов осуществляется по криволинейному маршруту. Такой способ используется при необходимости максимального сохранения куртин подроста, целевых деревьев при рубках ухода и основан на максимальном использовании прогалин и при объезде препятствий. Условно будем считать, что все перемещения ЛЗМ складываются из движений двух типов: по прямой и с поворотом относительно некоторой точки. Контур машины должен при этом перемещаться в пределах полосы свободной от деревьев. Выбор маршрута перемещения ЛЗМ между рабочими позициями должен учитывать координаты деревьев. Полосу передвижения можно рассчитать, зная длину, ширину и радиус поворота машины. Деревья, оставляемые на доращивание, и отстоящие от границы волока на величину меньше безопасного расстояния, считаются поврежденными. При движении по прямой ширина полосы равна ширине машины, а при движении по криволинейному участку ее границы определяются ближней и дальней точками машины по отношению к центру поворота, т.е. радиусами r1 и r2. Радиус круга, по которому осуществляется объезд препятствия, определяется взаимным положением ЛЗМ и препятствия. Возможность объезда препятствия (дерева оставляемого на доращивание или др.) по рассчитанному радиусу определяется расстоянием до другого объекта, препятствующего переезду.
При расстоянии между центрами двух препятствий (деревьев) ld диаметры стволов и диаметры безопасных зон соответственно d и db, а bb ширина полосы необходимая для перемещения колесной ЛЗМ при повороте (рисунок 1) составит
где lm – длина ЛЗМ, м;
bm –ширина ЛЗМ, м.
Если , то ЛЗМ проходит между деревьями. Если то ЛЗМ не может пройти между этими двумя деревьями. Во всех остальных случаях в той или иной мере повреждаются оба дерева.
Р, %
|
Рисунок 1 - Вероятность повреждения деревьев при перемещении ЛЗМ под пологом древостоя: (сплошная линия) - вероятность объезда дерева; (пунктирная линия) - вероятность пересечения ЛЗМ зоны безопасности огибаемого дерева |
Рассмотренный алгоритм перемещения может использоваться для решения на типологической основе следующих основных прикладных задач:
- исследование и обоснование технологии лесосечных работ в заданных природно-производственных условиях;
- оптимизация отдельных параметров машин, предназначенных для определенного технологического процесса;
- оценка качества выполнения несплошных рубок по различным технологиям.
Так возможность работы ЛЗМ вне волока может
характеризоваться возможностью ее перемещения в насаждении с формируемой
густотой насаждения. Полоса, необходимая для перемещения трелевочного мини
трактора типа «железный конь», ВСРМ «Макери 33Т» и
«ФМГ-470» при максимальном
маневрировании составляет соответственно 2,5, 1,7 и
Таким образом, возможность перемещения ЛЗМ под пологом древостоя в заданном направлении с вероятностью объезда деревьев оставляемых на доращивание не менее 90% обеспечивается только при густотах соответствующих несплошным рубкам главного пользования. Худшие показатели при трелевке. Даже трелевка короткомерных лесоматериалов мини трактором может обеспечиваться в заданном направлении с 90% вероятностью при густоте до 700 дер/га. При этом до 15% деревьев может быть повреждены в той или иной степени.