Some recommendations for preparation of a material
of lecture and the educational edition
Умные люди – это те же пахучие цветы:
один
приятен, а от целого букета болит голова.
Б. Ауэрбах
В учебном процессе вуза основными формами получения знаний являются лекция и самостоятельная работа с учебной книгой. В предлагаемой статье поднимается вопрос о том, каким должен быть учебный материал, чтобы его можно было понять и запомнить с наименьшими затратами труда.
Якорь
Для успешного общения с читателем или слушателем необходимо прежде всего выполнить ряд действий: привлечь внимание, вызвать интерес. Для этого каждый раздел сообщения, главу, параграф желательно начинать с создания положительно-эмоционального фона.
Если обучение ассоциируется с чем-то приятным, оно эффективно. С приятными и неприятными переживаниями человека связаны свойства памяти. Если, открывая главу книги, читатель видит большой монотонный текст, который предстоит запомнить, то у него пропадает желание работать.
Чтобы что-то вспомнить, надо вернуться в то состояние, в котором была получена информация. Так работает память. Если учебный материал был прослушан или прочитан в момент плохого настроения обучающегося, то чтобы вспомнить его через некоторое время, обучающийся должен вернуться в состояние получения информации. А поскольку он не хочет чувствовать себя плохо, то вряд ли вспомнит этот учебный материал.
Для создания положительно-эмоционального фона можно использовать различные способы: эпиграф, хорошие стихи, анекдоты, байки, факты из истории открытий, краткие биографии ученых, картинки и др. Все эти способы называют якорем.
Якорь – это любой раздражитель.
Первое правило. При подготовке материала лекции или учебного издания в каждом разделе, части, главе старайтесь поставить якорь, с целью формирования у обучающихся положительно-эмоционального фона. Смелее фантазируйте в поисках удачного якоря.
Память человека есть
лист белой бумаги:
иногда напишется хорошо, а иногда дурно.
К. Прутков
Закон кратковременной памяти
Лектор или автор учебного издания стремятся изложить учебный материал так, чтобы обучающиеся могли его запомнить и пересказать на экзамене или зачете. Для достижения такой цели необходимо, чтобы излагаемый учебный материал подчинялся закону кратковременной памяти. Формула закона кратковременной памяти: 7±2.
Согласно закону памяти человек может воспроизвести такое количество единиц учебного материала, максимальный объем ряда единиц которого равен объему кратковременной памяти – 7±2. Таким образом, человек способен без затруднения воспринимать 5 – 9 связей, оперировать одновременно с 5 – 9 предметами. Наиболее свободно и легко воспринимаются три связи.
Отсюда вытекает второе правило. При подборе учебного материала, предназначенного для запоминания учитывайте требования закона кратковременной памяти.
Уча других, также
учишься.
Н.В. Гоголь
Тезаурус
Знания человека структурно можно представить как систему понятий и их взаимосвязей. Иерархическую структуру понятий и отношений между ними называют тезаурусом. Тезаурус – это языковой словарь человека. У каждого человека есть свой запас слов, свой тезаурус. Тезаурус – это основа знаний человека, а обучение – процесс увеличения тезауруса.
Структурно тезаурус можно представить как систему кубиков понятий, пронизанных взаимными связями. Слушая лекцию или читая книгу, обучающийся все понимает и может пересказать услышанное (прочитанное) своими словами, если встречающиеся понятия ему известны, известны и их взаимосвязи между собой. Но вот встретилось новое неизвестное смысловое понятие, неизвестно также, каким образом оно должно быть взаимосвязано с другими понятиями.
Смысловое содержание этого нового понятия может пояснить преподаватель или можно найти в справочнике. Однако, обучающийся затрудняется самостоятельно построить предложение с этим новым понятием. Новое понятие не воспроизводится в сознании человека даже тогда, когда в нем возникает необходимость. Необходимо время, упражнения, тренировки для установления взаимосвязей нового понятия со старыми.
После того, как в результате тренировок затруднения в применении нового понятия преодолены и новое понятие воспроизводится в любых условиях, говорят, что тезаурус обучающегося увеличился на одно понятие.
Из сказанного следует третье правило. Излагаемый материал давайте малыми порциями. Объем одного параграфа должен быть не более одной страницы текста. В двух часовой лекции следите, чтобы объем новых понятий не превышал 7±2 понятий. После этого следует провести практические занятия по закреплению связей новых понятий со старыми. В учебном издании для этого должны быть приведены контрольные вопросы и задания. Следует обратить внимание обучающихся на важность выполнения упражнений, показать, что без этого дальше читать книгу нельзя.
Говорят, Ландау в студенческие годы составил классификацию зануд. К первому классу причислил “гнусов” – грубиянов, драчунов, скандалистов, ко второму классу – “моралиников” (выделяют продукт морали – моралин), к третьему – “постников” (отличаются недовольным, постным выражением лица), к четвертому – “обидчивых”всегда на кого-нибудь в обиде.
Методическая обработка материала
Учебная книга – это особый вид издания, предназначенный для реализации учебного процесса. Учебное издание служит для обучения, а поэтому к нему предъявляются особые требования. Огромный научный материал, который планируется отразить в книге, предварительно методически обрабатывается: систематизируется, классифицируется и сводится к минимуму так, чтобы учебный текст был удобен для понимания и запоминания. Классификация помогает отобрать самую важную информацию, а систематизация способствует из разрозненных фактов, помещенных в различных источниках информации, составить представление о проблеме в целом.
Задачей учебной книги должно быть раскрытие и ориентирование обучающихся на овладение методами науки. Достигается это путем использования различных методов при доказательствах. Увидев путь, которым доказывается некоторая закономерность, обучающийся сможет уже сам использовать такой метод в других доказательствах. Так производится обучение методу научного познания.
Задача учебной книги состоит не в том, чтобы сделать человека умнее, а в том, чтобы сделать его культурнее, облагородив методами научного знания.
Обучение должно вестись через проблемы, через создание проблемных ситуаций. Проблемная ситуация разрешается через доказательства, а в доказательствах используются различные научные методы. Обучающийся учится мыслить научно, творчески. Знания, полученные при проблемном методе, забываются медленнее.
Система науки и система образования – два взаимосвязанных но разных явления. Назначение науки – добывать знания, а главная функция образования – освоение знаний, формирование способности применять знания.
Для того, чтобы войти в содержание образования, результаты научных изысканий должны быть педагогически переработаны, преобразованы в педагогическую систему. Инструментом педагогики является методика.
Стремясь повысить научный уровень учебной дисциплины, преподаватель иногда старается включить в нее побольше научной информации, практических сведений. Эти сведения нужны специалисту, однако, они совсем не нужны для целей образования. Для процесса образования важно установить взаимосвязь между деятельностью педагога, владеющего методикой, и деятельностью учащегося, стремящегося с наименьшими затратами понять и запомнить изучаемый материал. После методической обработки научной информации такая взаимосвязь может быть установлена, и тогда процесс образования сможет выполнять свои главные функции: образовательную, развивающую и воспитательную.
Излагая учебный материал, преподаватель приводит историческую справку о развитии учебной дисциплины, указывает основоположников. Это позволяет осознать, что изучаемая дисциплина – это наука, которая открывает новые знания, развивается, совершенствуется, находит применение в практической деятельности людей. Открытые наукой знания становятся составной частью культуры общества, входят в мировоззрение людей.
Вводя учащихся в целостный мир культуры, обеспечивая его усвоение поколениями людей, учебные дисциплины всей своей совокупностью и каждая в отдельности формируют и утверждают систему ценностей общества.
Из сказанного следует четвертое правило. Весь научный материал, помещаемый в книгу, старайтесь методически переработать так, чтобы его можно было легко понять и запомнить. Больше внимания уделяйте не фактам, а методам науки.
Структура учебной книги
Структура – это схема расположения взаимосвязанных тем произведения с четким проявлением связей и взаимодействий между ними (рисунок 1).
Структура характеризуется строгим, установленным автором, порядком размещения учебного материала. Она создается автором на основе материала, подготовленного для написания книги, к работе над которой автор приступает. Построение структуры начинается с определения цели книги и главной темы, характеризующей цель. Темы определяются рубриками и заголовками.
Структура учебной книги рассматривается системно. В общем виде она состоит из двух подсистем – структуры аппарата книги и структуры авторского текста (рисунок 1). Каждый элемент аппарата книги имеет свою структуру, которая часто регламентирована ГОСТами. Структура авторского текста отражена частично в оглавлении.
Качество учебной книги в значительной степени зависит от того, насколько полно и удачно использованы все элементы структуры издания.
Пятое правило. Для учебной книги любого объема максимально полно используйте все элементы структуры издания.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ
СПИСОК
1. Глебов И.Т. Учебное издание: характеристика и подготовка рукописи. – Екатеринбург, УГЛТУ, 2002. – 91 с.
2. Павлова М.А. Интенсивный курс повышения грамотности на основе НЛП. – М.: Совершенство, 1997. – 224 с.