Профилизация  инженеров – технологов в области дизайна  мебели

 

Тракало Ю.И., Чернышев О.Н., Ветошкин Ю.И.

(УГЛТУ, РФ, г. Екатеринбург) mod@usfeu.ru

 

Specialization  of  The ENGINEER-TECHNOLOGIST IN the field  of  design  of  furniture

 

В настоящее время функционирует достаточно развитая сеть производителей  разнообразных конструкций мебели различного назначения. Кажущаяся легкость изготовления мебели, особенно из ЛДСтП, дает возможность  как – бы быстрого становления производства. Технологичный, универсальный, доступный конструкционный      материал, минимально необходимое количество единиц оборудования, богатая и разнообразная рекламная продукция, наличие различных каталогов мебели и довольно частые не всегда весомые и значащие выставки дают почву для такого предположения. Однако большинство производителей, особенно руководителей различных ООО, ОАО, СП, ЧП и т.д. уже сейчас сталкиваются с проблемами, которые в первоначальный период, как бы для них были не значимы или не познаваемы. В силу этого продукция большинства фирм  безликая, композиция не выразительная, функционально не потребная, да и в цветовом решении желает иметь более эффектное исполнение. Что же касается стилевого направления, так это совсем трудно оценить, главным образом идет копирование кажущихся лучшими образцов, а в реальности это заурядные изделия не вызывающие эмоций у потребителей.

В связи с этим, на кафедре   механической обработки древесины в подготовке  специалистов технологов по деревообработке, в течение последних лет наметилась специализация отдельных студентов в области дизайна мебели.

Каковы особенности этой подготовки, и каковы мотивы?

Многие предприятия запрашивают специалистов технологов со знанием основ дизайна и конструирования мебели, да и многим выпускникам приходится совмещать различные обязанности в фирмах, а именно:

- принятия заказа на изготовление мебели для конкретного помещения;

- проработка его конструктивных особенностей;

- решение некоторых вопросов в области формообразовании, цвета, композиции, способа соединения отдельных элементов, сборочных единиц и др.  Это все говорит о том, что нашим студентам, конечно, не всем, а способным воспринять и воспроизвести «дизайнерские» разработки необходимы дополнительные знания в этих областях.  Обучив технологов основам дизайна  и конструирования мебели, статус таких выпускников значительно повысится. Это подтверждается выпуском в последние годы специалистов, которые ориентируются в области дизайна и конструировании мебели, с разработкой в своих дипломных работах отдельных разделов и графических работ с элементами дизайна и, как следствие, такие выпускники устраиваются на работу в более престижные фирмы, с более высокими дивидендами.

 

Пример:

              Соловей Е.В. менеджер, ООО « Элекком - урал»;

              Латынов Роман дизайнер, CG Cituroom$

              Ляпина Е.В. дизайнер, фирма « Гриал»;

              Решетниченко О.Г. менеджер, ФК Озерская фурнитурная компания;

              Масная С.В. менеджер, Карат –Е, Офисная мебель;

              Кремс Е.Г. дизайнер,  ООО Торговая мебель;

              Окорзина А.В. зам. ген. директора, ООО « Блисс - Мебель»;

              Хамалинский С.А. директор, ФК « Элфис»;

              Сициховская Я.П. руководитель салона, МФ « Союз – мебель» и др.

Опыт работы в этой области доказывает, что выбрано правильное направление  в подготовке  выпускников ориентированных в области дизайна и конструировании, а также готовить таких специалистов необходимо уже с первых дней пребывания их в вузе, т.е. с первого курса и не всех, а проводя отбор по определенным критериям. 

Сегодня действует следующая система в расширении знаний у студентов технологов в области дизайна мебели:

- на первом курсе все студенты во время учебной практики знакомятся с древесиной как конструкционным материалом, знакомятся с ее основными физико-механическими  и декоративными свойствами,  при этом выполняют такие работы как изготовление различных шиповых соединений  (ласточкин хвост, в потемок, одинарный, двойной шип и др.). Обрабатывают шпон различных пород древесины, превращая его в мозаичную композицию в виде геометрического орнамента, а в последующем выполняют сюжетный мотив в технике маркетри. Все работы выполняются ручным дереворежущим инструментом на рабочих столах и верстаках.

- на втором курсе студенты изучают во время учебной практики деревообрабатывающие станки и приемы работы на них.  Выполняют сеть лабораторных работ, знакомятся с технологией изготовления фанеры, ДСП, приемами пиления, лущения, фрезерования, сверления шлифования древесины и древесных материалов.

- на третьем курсе студенты знакомятся с основами технической эстетики и выполняют домашнее задание. При выполнении,  которого они самостоятельно разрабатывают и описывают жилые помещения  с оборудованием разнообразной мебелью и организацией интерьера:

       -  выделяют функциональные зоны;

       -  расставляют мебель, организуют пространственную среду в соответствии  с габаритами помещения;

       - вычерчивают развертку по стенам;

       - изделия мебели подбирают по каталогам;

       - изображают перспективу помещения в цветовом решении.

На третьем курсе начинается формирование группы студентов желающих заниматься в данном направлении, в связи с чем, со всеми желающими проводится тестирование с выполнением  рисунка в карандаше какой-либо технической фигуры или изделия.

Тест содержит девять разделов:

– визуальная оценка пропорционального решения ряда прямоугольников;

– восприятие линии как основы организации формы;

– умение читать чертеж и строить не достающие проекции различных фигур;

– представление о воображении по оценке некоторых фигур;

– понятие динамики, статики, основ  восприятия изделия мебели по цвету, форме и композиционном решении;

– составление композиции на воображении, сюжетной, равновесной из цветовых фигур;

– понятие, что такое шрифт и выполнение конкретных заданий по применению того или иного шрифта для раскрытия темы;

– психологическое и физиологическое понятие цвета;

– отличительные особенности классических стилей мебели

 Все работы оцениваются по бальной системе, по набранным баллам формируется учебная группа из 22 – 25 человек. На 3, 4 и 5, курсах для них читаются следующие дисциплины, с выполнением ряда практических работ для закрепления полученных навыков:

   - основы дизайна;

   - основы конструирования;

   - дизайн интерьеров;

   - специальные виды отделки.

Практические работы выполняются самостоятельно как в виде  домашних заданий, так и под руководством преподавателя во время практических и лабораторных занятий. Вот  некоторые из них:

– анализ формообразований в природе;

– композиция на плоскости;

– объемная композиция сюжетная, сочетание различных форм;

– сообщение в виде рисунка с использованием шрифта;

– изучение столярной конструкции по оригиналу;

– разработка конструкции мебели по модели;

– выполнение домашнего задания с разработкой общего вида изделия, способов соединений деталей и узлов, описание изделия;

– составление проекта по интерьеру.

Итоговые результаты образовательного процесса представляются и защищаются в ГАК в виде выпускной квалификационной работы   (дипломной   работы), по следующей тематике:

- дизайн – проект гостиной;

- дизайн – проект детской игровой площадки;

- дизайн – проект прихожей;

- дизайн – проект помещения сауны;

- разработка конструкции и технологии изготовления детского уголка;

- разработка конструкции и технологии изготовления набора мебели для спальни;

- разработка конструкции и технологии изготовления пристенной мебели для жилой комнаты.

         Изучив и освоив предложенный материал и выполнив практические задачи, подходя творчески к их выполнению, можно достичь определенных результатов в конструировании изделий из древесины и иметь представлении о дизайне. Постепенное изучение материала, с введением более сложных задач поможет исполнителю, студенту, изучающему вопросы конструирования изделий из древесины,  в разработке и дизайне изделий и это позволит повысить уровень исполнительского мастерства, создать варианты решений и грамотно подойти к разработке той или иной конструкции.