Роль стандартизации лесопромышленного комплекса в современных условиях

Н.К.Казанцева, Е.С.Синегубова (УГЛТУ, г. Екатеринбург, РФ) sines@yandex.ru

The modern role of forest complex standartization.

 

 В условиях рыночной экономики стандартизация, в качестве  одного из элементов технического регулирования, может обеспечить вклад  в экономический рост, превышающий соответствующие показатели от внедрения патентов и лицензий. По данным экспертов в Германии, например, треть ежегодного экономического прироста  многие годы относилась  к эффекту  от применения стандартов.

        О масштабах и эффективности работ по стандартизации в США свидетельствует такой факт, что общая сумма вложений промышленности и правительственных организаций в различные виды деятельности, связанные с разработкой и применением стандартов достигла 70 млрд. долл. в год, а прибыль в некоторых случаях – до 1000%.

        Однако проблемы стандартизации в России не позволяют получить такие потрясающие результаты.

        Каковы  же эти проблемы?

1.     Низкий динамизм стандартизации. При парке в 24600  стандартов его ежегодное обновление должно составлять минимум 3,5 –4 тыс. стандартов. В последнее время  максимальное число пересмотренных и вновь утвержденных стандартов  составило 900 единиц в год. Фонд стандартов стремительно стареет, и при этом нет ясной перспективы ускорения темпов этой работы. Планирование стандартизации осуществляется в годовом разрезе, тогда как, например, в Японии действует система 5-10 летнего и годового планирования. При разработке стандартов не учитываются прогнозы развития науки и техники, хотя Академия  стандартизации, метрологии и сертификации имеет материалы прогнозирования с глубиной 30 лет.   Другая сторона низкого динамизма – недостаточные  темпы освоения международных, региональных и национальных стандартов: перевод, редактирование, утверждение, внедрение. Многие  международные стандарты даже не переведены.

2. Слабая работа в области технологической стандартизации. Работы по

    стандартизации и внедрению передовой технологии взаимно не

    увязаны. Особо  эффективно такая увязка действовала бы на

    предприятиях малого и среднего бизнеса.

3.     Низкое качество работы технических комитетов. Имея глубокие

     познания в конкретных отраслях деятельности, члены комитетов

     слабо знакомы с теорией и практикой международной и

     отечественной стандартизации.

4.     Необходимость восстанавливать утерянные в последние десятилетия

     службы по стандартизации на предприятиях.

По закону «О техническом регулировании» стандартизация осуществляется в соответствии с принципами:

-         добровольного применения стандартов;

-         максимального учета при  разработке стандартов законных интересов заинтересованных лиц;

-         применение международного стандарта как основы разработки  национального стандарта, за исключением случаев, когда такое применение  признано невозможным.

В Европейских документах  добровольность применения стандартов обозначена более корректно: рекомендуется к применению. По европейскому законодательству и на практике  нет понятия «добровольность»: если вы пришли работать в ту или иную сферу деятельности, то все, что рекомендуется  для этой сферы, вы должны  использовать целиком.

  Федеральный закон «О техническом регулировании» определяет

 следующие цели стандартизации:

¨     повышение уровня безопасности жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного или муниципального имущества, экологической безопасности, безопасности жизни и здоровья животных и растений и содействия соблюдению требований технических регламентов;

¨     повышение уровня безопасности  объектов с учетом риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

¨     обеспечение научно-технического прогресса;

¨     повышение конкурентоспособности продукции, работ и услуг;

¨     рационального использования ресурсов;

¨     технической и информационной совместимости;

¨     сопоставимости результатов исследований (испытаний) и измерений, технических и экономико-статистических данных;

¨     взаимозаменяемости продукции.

        Таким образом, в современных условиях у стандартов две функции:

1.     Прежде всего, стандарты должны быть взяты за основу при

разработке технических регламентов.

2.     Стандарты могут служить той доказательной базой, которая

позволяет выполнять требования технического регламента.

Понятно, что при этом роль стандартов существенно возрастает. В основе технического регулирования   был, есть и остается стандарт.

Сегодня  возникает закономерный  вопрос, достаточна ли  действующая нормативная база  с точки зрения полноты охвата выпускаемой и импортируемой продукции, методов ее контроля, требований к упаковке, маркировке, транспортированию, а также способам  утилизации и уничтожения, требованиям к отходам ее производства, требованиям к вторичным материалам.

        Проведем  небольшой анализ фонда национальных стандартов на отдельные группы продукции с учетом предлагаемых к разработке и  введению технических регламентов.

        Фонд национальных стандартов нашей страны составляет более 24600 стандартов, Структура фонда национальных стандартов представлена на рис.1, из них с международными  стандартами гармонизировано около 37%.

 

 

 

Рис.1 Структура фонда национальных стандартов России

 

В отечественной  индустрии нефтегазовая  отрасль  является одной из ведущих.  Накоплен большой опыт по разработке и внедрению  стандартов на нефть, нефтепродукты и газ. Основную долю около 90 %, составляют  стандарты на нефтепродукты, их них около 65%  - на методы  испытаний. Работы по стандартизации нефтепродуктов ведут

4 технических комитета по газу. Работы в области стандартизации нефти проводит институт проблем транспорта энергоресурсов. Из 216  международных стандартов  (в основном на методы испытаний) в РФ введено 40.

        В лесном  комплексе, как одном из самых  сложных и разнообразных, главное внимание уделяется лесоматериалам, являющимся  объектом  экспортно-импортных поставок, в части  методов измерений, а также подготовки комплекта  нормативных документов для поэтапной интеграции лесобумажной продукции на мировой рынок, повышения эффективности  российского  лесного экспорта, что определено  Основными направлениями развития лесной  промышленности, утвержденными Правительством РФ.

           В настоящее время  на лесопромышленную  продукцию действуют  685 стандартов, половина из которых – на методы измерений и испытаний. Работы по стандартизации осуществляют 9 технических комитетов. Из 345 международных стандартов введено в России только 53. Большинство  действующих национальных стандартов на лесоматериалы введены в действие почти 30 лет назад и срок их действия периодически продлевается без какой-либо существенной переработки стандартов, следовательно, и конкурентоспособность такой продукции соответственная.

По мнению авторов для кардинального изменения ситуации необходимо в первую очередь, понимание важности роли стандарта, не как самого по себе  современного документа, а именно, как инструмента, способного запрограммировать и создать такую продукцию лесопромышленного комплекса, которая востребована,  конкурентоспособна и  содержит результаты переработки.

Такую задачу возможно решить  через создание координирующего комитета по стандартизации лесопромышленного комплекса. Кстати сказать, именно таким путем идут две наиболее развивающиеся и продвинутые отрасли народного хозяйства РФ, а именно: нефтегазовая отрасль и строительство. 

 

1. Казанцева Н.К. Вопросы технического регулирования. Екатеринбург, УГЛТУ, 2006. 128 с.

2. Пугачев С. Стандартизация в рамках реформы технического регулирования // Стандарты и качество. – 2004.–№10.–С.8-11.

3.  Пугачев С. Стандартизация: место и роль в системе технического регулирования // Стандарты и качество. – 2003.–№10.–С.9-12.