ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ И МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ СВЯЗИ КАФЕДРЫ НАЧЕРТАТЕЛЬНОЙ ГЕОМЕТРИИ И МАШЧЕРЧЕНИЯ УГЛТУ

Черемных Н.Н., Тимофеева Л.Г., Арефьева О.Ю.

(УГЛТУ, г. Екатеринбург, РФ)

Professional orientation and interdisciplinary communications of faculty of descriptive geometry and machine-building plotting

 

Графическим дисциплинам отводится особое место в общей системе профессиональной подготовки будущих инженерно-технических специалистов. В начертательной геометрии, черчении, машинной графике закладываются основы знаний и умений, крайне необходимых для успешного освоение последующих дисциплин технического профиля: теории механизмов и машин, деталей машин, подъемно-транспортных машин и дисциплин специализации.

Содержание графических дисциплин в техническом ВУЗе входит составной частью в жизненный цикл изделия (ЖЦИ). Напомним, что ЖЦИ включает маркетинг, разработку технического задания, технического предложения, технического и рабочего проекта, инженерный анализ, технологическую подготовку производства, собственно производство, эксплуатацию, модернизацию и утилизацию с учетом экологических требований.

В графическом образовании инженера должны «уживаться» устоявшиеся традиции и современные инновации [1.]. Интеллект инженера закладывается при изучении графических дисциплин, и подготовка к инновационному инженерному труду начинается на 1-3 семестрах обучения в ВУЗе.

Практически полное отсутствие школьной графической подготовки, малое количество часов на аудиторные занятия зачастую приводит к формированию у студентов ВУЗа отношения к графическим дисциплинам как к второстепенным и негативно сказывается на общей их готовности к их освоению.

Факторы, ограничивающие возможность адаптации кафедр инженерно-графических дисциплин к требованиям потребителей их услуг – последующим кафедрам – многочисленны. Вместе с тем, можно отметить наличие резервов улучшения ситуации. Начальным этапом мы считаем систематическое отслеживание структуры потребностей в знаниях и навыках непосредственно используемых в курсовом проектировании привода технологической машины, механизма грузоподъемной машины (кафедра деталей машин), в малых архитектурных формах из дерева( кафедра механической обработки древесины), в развертках бумажной тары и емкостей для технологической щепы (специалисты ЦБП) и т.д. [2-4.].

Азы начертательной геометрии, к примеру пересекающиеся прямые, скрещивающиеся прямые, определение натуральной величины отрезка прямой общего положения, определение кратчайшего расстояния между скрещивающимися прямыми демонстрируем примерами из отрасли (стропы грузозахватных приспособлений для лесных грузов, соединение стрела –рукоять харвестера или валочно-пакетирующей машины, амортизаторы «Газели», ЗиЛ «Бычка» и т.д. , решетка башни башенного крана или опоры ЛЭП, положение осей валов гипоидной пары главной передачи задних мостов автомобилей и тракторов, положение осей вала электродвигателя и вала шпинделя шпалооправочного станка ШОСД-7 и т.д. и т.п.).

Это, по нашему убеждению, позволяет учащимся понизить уровень абстрактности учебного материала по начертательной геометрии, столь характерной для данного курса для студента на первом семестре его обучения в ВУЗе.

 

Библиографический список

1. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года//Инновации в образовании, -2002- №3- С. 4-33

2. О.Ю. Арефьева Моделирование изделий деревообработки с использованием 3D- технологий/ О.Ю. Арефьева, Черемных Н.Н. //Межвузовский научно-методический сборник «Совершенствование подготовки учащихся и студентов в области графики, конструирования и стандартизации», СГТУ, Саратов, 2007, С.124-125

3. Н.Н.Черемных Междисциплинарные связи на примере машинной графики у студентов - лесомехаников /Н.Н.Черемных, Е.Г. Кучумов, И.Т. Рогожникова, Т.В. Загребина// Современные проблемы науки и образования. Научно-теоретический журнал Академии естествознания :.- М.; 2007, №3, с75-77.

4. Н.Н.Черемных О междисциплинарных связях кафедр начертательной геометрии и машиностроительного черчения и деталей машин/ /Н.Н.Черемных, Е.Г. Кучумов, И.Т. Рогожникова, Т.В. Загребина, О.Ю.Арефьева// Сборник трудов Всероссийского совещания завкафедрами графических дисциплин ВУЗов РФ «Состояние, проблемы и тенденции развития в графической подготовке в высшей школе ». Том 1, Челябинск, ЮУрГУ, 2007, с 202-204.