УДК 378.14

 

Развитие профессионального творчества студентов в процессе    изучения  специальных дисциплин

 

Карапетян М.А., Раевская Л.Т.

(УГЛТУ,  г. Екатеринбург, РФ)

 

Development of the student professional creation in the courses of special subjects

 

     В соответствии с государственным стандартом высшего профессионального образования для направления 270200 «Транспортное строительство» инженер путей сообщений при решении профессиональных задач, кроме всего прочего, способствует развитию творческой инициативы, рационализации, изобретательства. Отсюда следует одна из важнейших задач высшей школы-   развитие профессионального творчества студентов в процессе обучения. Решение этой задачи невозможно без творческого подхода к изложению материала дисциплин самими преподавателями. Использование в учебном процессе творчества помогает решать задачи, поставленные и перед  преподавателями, и перед студентами.

     Кафедрой сопротивления материалов и теоретической механики (СМ и ТМ) УГЛТУ проводятся занятия по восьми дисциплинам – естественнонаучным, общепрофессиональным, специальным.  В настоящей работе нам хотелось бы поделиться опытом творческого подхода при изучении таких специальных дисциплин, как «Основы архитектуры и строительные конструкции» (ОА и СК).

     В дисциплине ОА и СК стандартом предусмотрено изучение основ  и приемов архитектурной композиции, объемно-планировочных, композиционных и конструктивных решений зданий, комплексов, что в дальнейшем используется студентами при выполнении курсовой работы на III курсе  лесоинженерного факультета специальности «Автомобильные дороги и аэродромы».

   Тема курсовой работы – «Тепловой расчет ограждающих конструкций промышленных одноэтажных отапливаемых зданий». Для выполнения работы каждому студенту выдается задание, содержащее  типовой проект предприятий, зданий и сооружений, с планом на отметке 0,000 и экспликацией помещений с указанием их площадей. При выполнении задания студенты делают расчет толщины несущих стен и перекрытий здания, подобрав строительный материал с учетом географического района, грунтовых условий и санитарных норм. Расчет с пояснительной запиской занимает объем 25-35 страниц формата А-4.  Графическая часть курсовой работы выполняется на 2 листах формата  А-1, где отдельно показан архитектурно-конструктивный узел стыка стены и перекрытия с рассчитанными толщинами из подобранных строительных материалов из СНиП II-3-79 ** «Строительная теплотехника».

     Опыт последних лет показал, что данную курсовую работу вовремя сдают

 40-45% обучающихся. Такое нарушение графика сдачи контрольных мероприятий и отсутствие интереса вызывает беспокойство. Интерес – основное условие порождающее у студентов желание заниматься данным видом деятельности, т.е. учебой, развивающее у будущих инженеров профессиональные специальные знания, умения. «Сам по себе интерес не возникает на пустом месте, а появляется и развивается в процессе активных занятий соответствующим видом деятельности» [1].

     Нами было решено предпринять шаги к поиску приемов по усилению мотивации, заинтересованности у студентов. Для этого нами были установлены творческие связи с кафедрами «Конструкции и сооружения»,  «Архитектурное  проектирования», «Градостроительство» Уральской государственной архитектурно- художественной академии. Нами посещались занятия в академии, проводились обсуждения по обмену опытом с ведущими специалистами. Было решено использовать опыт УГАХА по изготовлению макетов промышленных, гражданских и других инженерных сооружений, вписанных в ландшафт, промышленных, гражданских и других инженерных сооружений.

     На основании проделанной работы студентам, выполняющим курсовую работу, было предложено дополнительно создать схематичные  макеты зданий, сооружений из любых материалов, выбранных самостоятельно, привязав их к автомобильной дороге. Цель этого предложения – повысить мотивацию и интерес к учебе. Студенты с удовольствием поддержали это предложение.

 Примеры выполненных макетов предлагаем на рис.1.

Результаты.

1.     Студенты,  несмотря на такой незамысловатый прием, оказались более мотивированными на достижение успеха, чем раньше. Это сразу сказалось на сроках сдачи курсовых работ:  85-90%  курсовых работ были защищены вовремя.

2.     У студентов появилось желание, во что бы то ни стало добиться успеха, превзойти своих одногруппников, получить одобрение, похвалу, добиться результатов, т. е. отличной оценки, что говорит о повышении мотивации.

3.     Посещаемость лекций, практических занятий, консультаций заметно возросла.

 

 

 

 

 

Рис.1. Макеты зданий в ландшафте

 

Выводы.

1.    Считаем необходимым, продолжить работу по развитию наглядно- образного мышления студентов.

     2. Убеждены, что  задачи творческого характера и достаточно высокого уровня   

        трудности эмоционально и интеллектуально привлекают студентов гораздо 

        больше, чем простые и рутинные задачи. Творчество повышает самооценку

        студента, в большей степени удовлетворяет социальные потребности.

 

 

Литература

1.     Немов Р.С. Практическая психология: Учеб. пособие.-М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997.- 320 с. : илл.