УДК 348.147                                                                                 Н.К.Антропова

                                                                                                        УГЛТУ, Екатеринбург

 

К ВОПРОСУ О МЕТОДОЛОГИИ ПРЕПОДАВАНИЯ ФИЛОСОФИИ

НА ФАКУЛЬТЕТЕ МТД

 

         I. Учебно-методические положения

Преподавание гуманитарных дисциплин, в том числе и философии, требует разностороннего подхода с учетом специфики факультета, различных методов работы, практического взаимодействия с предметами специального блока и др.

При подготовке специалиста любого профиля следует учитывать то, что он будет работать не только с машинами, прежде всего с людьми. Будущий специалист должен быть универсальным, обладать необходимым уровнем духовного и культурного развития.

Целью преподавания любого курса, гуманитарного в том числе, на современном этапе, является выработка умения находить связь изучаемого теоретического материала с практикой. Успешность обучения во многом обусловлена тем, насколько эффективно будет сокращаться отставание системы образования от требований внешней среды.

В связи с поставленной целью могут быть решены следующие задачи:

1. Развитие творческого отношения, формирование креативности.

2. Формирование творческой активности у студентов в процессе обучения при использовании современных технических средств обучения.

3. Ориентирование в потоке информации.

4. Обучение методам самостоятельной работы, формирование способности к самообучению.

5. Формирование научного мышления (не мозаичного, не мифологического).

6. Выработка умения критического анализа действительности.

7. Воспитание культуры общения (не только в стенах учебного заведения, но и за ее пределами) и др.

 

Эти задачи могут решены с использованием следующих методов:

1. Защита рефератов по выбранной самими студентами теме. Это может быть не только письменная работа, но и выполненная в другой, произвольной форме, согласованной с преподавателем. Рефераты могут быть выполнены одним студентом самостоятельно или небольшим коллективом.

2. Подготовка докладов на семинаре, заставляющих прорабатывать материал, выходящий за рамки учебника или лекции.

3. Перевод лекций из разряда информационных в разряд проблемных.

4. Визуализация лекций: использование ТСО и новых информационных технологий.

5. Использование активных форм проведения семинарских занятий:

- семинар-дискуссия

- семинар-исследование

- деловые игры

- практикум

- тестирование как метод оценки качества обучения

- викторины

- «круглый стол»

- брэйн-ринг и др.

6. Привлечение студентов к НИР (совместное написание научных работ) и др.

7. Написание рецензий на философские статьи

Использование этих методов позволит решить основную цель преподавания на современном этапе.

 

 

II. Практическая философия

В преподавании философии на факультете МТД прежде всего ориентируемся на связь теории и практики, на так называемую практическую философию [1].

Философия – это особый тип культуры, не сводимый ни к наукам, ни к искусствам. Философия - это любовь к мудрости, любовь к рассуждению, любовь к слову. Философствовать – значит искать и находить пути к «правильной» жизни, к «достойной» жизни.

Практическая философия - это часть философии, непосредственно оказывающая влияние на жизнь людей – через философские тексты и речи, через живое общение философов с людьми, через философские беседы людей друг с другом

Цель практической философии - побуждать с помощью мысли к правильным хорошим действиям и отвращать от ошибочных, плохих действий.

Практическая философия – это философия, имеющая целью воздействовать на людей силой мысли через посредство слова, убеждения – в процессе живого общения.

Суть практической философии - в эксклюзивности, в адресности, в индивидуальном подходе.

Одной из задач практической философии является высвечивание связи общего и единичного (отдельного), связь фундаментальных философских и конкретных жизненных вопросов.

На Западе существует прикладная философия. Прикладная философия – это размышление о    проблемах реальной жизни; философия, имеющая непосредственной отношение к жизненным решениям, прежде всего в области морали и политики. Темы прикладной философии: права животных, ложь и тайна в общественной жизни, эвтаназия, проблема секса, абортов, феминизм и др.) [2].

В настоящее время в России широко используется так называемая «прикладная философия» (она мало подходит как западной прикладной философии, так и к нашей практической философии). Например, использование в рекламных целях «философия обуви», на флаконе духов «философия вкуса», в учебнике по маркетингу один раздел называется «философия предприятия» и др.

В учебных пособиях по философии появились такие разделы как: «философия любви», «Философия одиночества» и др.

Можно называть эту философию как угодно – суть не меняется. Эта философия, в отличие, например, от жизненной философии (каждый человек в той или иной мере является философом; философия незримо присутствует в сознании людей, хотят они этого или нет),   от научной философии (имеющей опосредованное отношение к жизненным решениям) имеет непосредственное отношение к проблемам жизни.

Мы называем эту философию практической. Одним из ее разделов является прикладная философия.

Практическая философия позволяет выбрать индивидуальный подход к каждому студенту, получить  эмоциональный отклик, развить их потребности и мотивы.

В практической философии   можно выделить несколько частей:

1. философские тексты и речи (прежде всего тексты, касающиеся таких тем как: жизнь, смерть, бессмертие человека; счастье и любовь; здравый смысл и др.); цитаты (высказывания выдающихся и не очень людей), афоризмы,

2.  загадки, шутки, легенды,

3.  задачи, упражнения, кроссворды,

4. философские беседы,

5. прикладная философия.

 

Автором издана методическая разработка на тему: «Практикум по философии» для студентов МТД. В ней собраны загадки, шутки, афоризмы философов; даны задания и упражнения по некоторым разделам философии (особенно много упражнений по категориям диалектики, таким как «общее и единичное», «причина и следствие», «случайность и необходимость» и др.);  предложены задания для самостоятельного изучения.

На кафедре философии издана хрестоматия с философскими текстами и заданиями к ним: Е.А.Яковлева, П.В.Хрущева. Европейская философия, части 1 и 2 (2005); П.В.Хрущева, С.П.Кеменева, Е.А.Яковлева. Философия ХХ века. (2007).

Студенты пишут рефераты по прикладной философии по таким темам как: «Философия дизайна», «Философия свободы», «философия любви», «Философия денег», «Философия сверхчеловека», «Философия маркетинга», «Философия танца»  и др.

 

III. Кое-что о тестировании

Тестирование может быть хорошо для некоторых предметов. Но только не для философии.

Философия – это прежде всего размышление, умение мыслью (через слово) «пронзить века».

Философ – это универсальный мыслитель. Философ располагает таким средством решения проблем, каким никто не располагает профессионально – это мысль.

У философа всеохватный  взгляд на человека. Для него человек - это и субъект, и объект, и един, и неедин, и «я», и «мы», и индивид, и человеческий род.

 Тесты выявляют только знания, и ничего больше. Даже не знания, а умение нажимать на клавиатуру и выбирать  правильный ответ «наугад». Получает большее количество баллов на тестировании не тот студент, который хорошо учится, а тот, кто хорошо умеет нажимать «кнопочки». На тестировании «вредно» думать, от этого начинаются метания из стороны в сторону. В тестах очень часто есть вопросы, предполагающие несколько правильных ответов – как на них ответить, знания не помогут.

Итоговое тестирование почти ничего не дает студенту, только, может быть, хорошую отметку в зачетную книжку.

Тестирование возможно только как промежуточный этап для проверки знаний.

 

 Литература:

1. См.: Л.Е.Балашов. Занимательная философия (2005), Практическая философия (2005) и др.

2. См.: Тейчман Д. К.Эванс. Философия для начинаюших. М., 1997.

 

  TO THE QUESTION ON METHODOLOGY OF TEACHING OF PHILOSOPHY AT FACULTY MTD