УДК 348.147
Н.К.Антропова
УГЛТУ, Екатеринбург
К ВОПРОСУ О МЕТОДОЛОГИИ ПРЕПОДАВАНИЯ ФИЛОСОФИИ
НА ФАКУЛЬТЕТЕ МТД
Преподавание гуманитарных дисциплин, в том числе и
философии, требует разностороннего подхода с учетом специфики факультета,
различных методов работы, практического взаимодействия с предметами
специального блока и др.
При подготовке специалиста любого профиля следует
учитывать то, что он будет работать не только с машинами, прежде всего с
людьми. Будущий специалист должен быть универсальным, обладать необходимым
уровнем духовного и культурного развития.
Целью преподавания любого курса, гуманитарного в том
числе, на современном этапе, является выработка умения находить связь
изучаемого теоретического материала с практикой. Успешность обучения во многом
обусловлена тем, насколько эффективно будет сокращаться отставание системы
образования от требований внешней среды.
В связи с поставленной целью могут быть решены
следующие задачи:
1. Развитие творческого отношения, формирование креативности.
2. Формирование творческой активности у студентов в
процессе обучения при использовании современных технических средств обучения.
3. Ориентирование в потоке информации.
4. Обучение методам самостоятельной работы,
формирование способности к самообучению.
5. Формирование научного мышления (не мозаичного, не
мифологического).
6. Выработка умения критического анализа
действительности.
7. Воспитание культуры общения (не только в стенах
учебного заведения, но и за ее пределами) и др.
Эти задачи могут решены с
использованием следующих методов:
1. Защита рефератов по выбранной самими студентами
теме. Это может быть не только письменная работа, но и выполненная в другой,
произвольной форме, согласованной с преподавателем. Рефераты могут быть
выполнены одним студентом самостоятельно или небольшим коллективом.
2. Подготовка докладов на семинаре, заставляющих
прорабатывать материал, выходящий за рамки учебника или лекции.
3. Перевод лекций из разряда информационных в разряд
проблемных.
4. Визуализация лекций: использование ТСО и новых
информационных технологий.
5. Использование активных форм проведения семинарских
занятий:
- семинар-дискуссия
- семинар-исследование
- деловые игры
- практикум
- тестирование как метод оценки качества обучения
- викторины
- «круглый стол»
- брэйн-ринг и др.
6. Привлечение студентов к НИР (совместное написание
научных работ) и др.
7. Написание рецензий на философские статьи
Использование этих методов позволит решить основную
цель преподавания на современном этапе.
II. Практическая философия
В преподавании философии на факультете МТД прежде всего ориентируемся на связь теории и практики,
на так называемую практическую философию [1].
Философия – это особый тип культуры, не сводимый ни к
наукам, ни к искусствам. Философия - это любовь к мудрости, любовь к
рассуждению, любовь к слову. Философствовать – значит искать и находить пути к
«правильной» жизни, к «достойной» жизни.
Практическая философия - это часть философии,
непосредственно оказывающая влияние на жизнь людей – через философские тексты и
речи, через живое общение философов с людьми, через философские беседы людей
друг с другом
Цель практической философии - побуждать с помощью
мысли к правильным хорошим действиям и отвращать от ошибочных, плохих действий.
Практическая философия – это философия, имеющая целью
воздействовать на людей силой мысли через посредство слова, убеждения – в
процессе живого общения.
Суть практической философии - в эксклюзивности, в адресности, в индивидуальном подходе.
Одной из задач практической философии является
высвечивание связи общего и единичного (отдельного), связь фундаментальных
философских и конкретных жизненных вопросов.
На Западе существует прикладная философия. Прикладная
философия – это размышление о проблемах
реальной жизни; философия, имеющая непосредственной отношение к жизненным
решениям, прежде всего в области морали и политики. Темы
прикладной философии: права животных, ложь и тайна в общественной жизни,
эвтаназия, проблема секса, абортов, феминизм и др.) [2].
В настоящее время в России широко используется так
называемая «прикладная философия» (она мало подходит как западной прикладной
философии, так и к нашей практической философии). Например, использование в
рекламных целях «философия обуви», на флаконе духов «философия вкуса», в
учебнике по маркетингу один раздел называется «философия предприятия» и др.
В учебных пособиях по философии появились такие
разделы как: «философия любви», «Философия одиночества» и др.
Можно называть эту философию как угодно – суть не
меняется. Эта философия, в отличие, например, от жизненной философии (каждый
человек в той или иной мере является философом; философия незримо присутствует
в сознании людей, хотят они этого или нет),
от научной философии (имеющей опосредованное отношение к жизненным
решениям) имеет непосредственное отношение к проблемам жизни.
Мы называем эту философию практической. Одним из ее
разделов является прикладная философия.
Практическая философия позволяет выбрать
индивидуальный подход к каждому студенту, получить эмоциональный отклик, развить их потребности
и мотивы.
В практической философии можно выделить несколько частей:
1. философские тексты и речи (прежде всего тексты,
касающиеся таких тем как: жизнь, смерть, бессмертие человека; счастье и любовь;
здравый смысл и др.); цитаты (высказывания выдающихся и не очень людей),
афоризмы,
2. загадки,
шутки, легенды,
3. задачи,
упражнения, кроссворды,
4. философские беседы,
5. прикладная философия.
Автором издана методическая разработка на тему: «Практикум
по философии» для студентов МТД. В ней собраны загадки, шутки, афоризмы
философов; даны задания и упражнения по некоторым разделам философии (особенно
много упражнений по категориям диалектики, таким как «общее и единичное»,
«причина и следствие», «случайность и необходимость» и др.); предложены задания для самостоятельного
изучения.
На кафедре философии издана хрестоматия с философскими
текстами и заданиями к ним: Е.А.Яковлева, П.В.Хрущева. Европейская философия,
части 1 и 2 (2005); П.В.Хрущева, С.П.Кеменева,
Е.А.Яковлева. Философия ХХ века. (2007).
Студенты пишут рефераты по прикладной философии по
таким темам как: «Философия дизайна», «Философия свободы», «философия любви», «Философия
денег», «Философия сверхчеловека», «Философия маркетинга», «Философия танца» и др.
III. Кое-что о тестировании
Тестирование может быть хорошо для некоторых
предметов. Но только не для философии.
Философия – это прежде всего
размышление, умение мыслью (через слово) «пронзить века».
Философ – это универсальный мыслитель. Философ
располагает таким средством решения проблем, каким никто не располагает
профессионально – это мысль.
У философа всеохватный
взгляд на человека. Для него человек - это и субъект,
и объект, и един, и неедин, и «я», и «мы», и индивид,
и человеческий род.
Тесты выявляют
только знания, и ничего больше. Даже не знания, а умение нажимать на клавиатуру
и выбирать правильный ответ «наугад».
Получает большее количество баллов на тестировании не тот студент, который
хорошо учится, а тот, кто хорошо умеет нажимать «кнопочки». На тестировании
«вредно» думать, от этого начинаются метания из стороны в сторону. В тестах
очень часто есть вопросы, предполагающие несколько правильных ответов – как на
них ответить, знания не помогут.
Итоговое тестирование почти ничего не дает студенту,
только, может быть, хорошую отметку в зачетную книжку.
Тестирование возможно только как промежуточный этап
для проверки знаний.
Литература:
TO
THE QUESTION ON METHODOLOGY OF TEACHING OF PHILOSOPHY AT FACULTY MTD