О ТРАДИЦИЯХ
И ИННОВАЦИЯХ ГЕОМЕТРО-ГРАФИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ СТУДЕНТА-ЛЕСОТЕХНИКА
Черемных Н.
Н., Загребина Т. В., Арефьева О. Ю., Тимофеева Л. Г. (УГЛТУ, г.
Екатеринбург, РФ)
ABOUT THE TRADITIONALS AND INNOVATIORS IN
GEOMETRY-GRAPHIC EDUCATION OF THE STUDENT WOOD BRANCH
Общеизвестно, что техническое образование, как и
образование в целом, составляет основу прогресса человечества – это, прежде
всего, история изобретения, создания и совершенствования различных изделий и
технологий. Общество весьма сильно зависит от своих ученых и инженеров и в свою
очередь оно требует постоянно от них новых творческих идей, так как в
развивающемся обществе рождается потребность иметь изделие с более новыми или
значительно лучшими параметрами и характеристиками. По этой причине от будущих
инженеров лесопромышленного комплекса все более настойчиво требуется
активизация их интеллектуального потенциала, проявление всяческой инициативы,
предприимчивости (при любой форме собственности), профессиональной компетенции,
коммуникабельности, творческого и ответственного отношения к решению
производственно-технических проблем. В этой связи проблема повышения качества
инженерно-технической подготовки в лесотехническом образовании в целом и
геометро-графической, как ее основы в частности, становится особенно
актуальной.
Геометро-графической подготовке на инженерных
специальностях лесотехнического профиля отводилось и отводится особое место в
общей системе профессиональной подготовки будущих инженерно-технических
специалистов отрасли. В начертательной геометрии, черчении, машинной
(компьютерной) графике закладываются основы знаний и умений, крайне необходимых
для успешного освоения последующих дисциплин механико-технологического профиля.
Касаясь роли начертательной геометрии, следует заметить, что это –
математическая дисциплина и ее задача заключается не только в обслуживании
курса черчения, но и других дисциплин (здесь речь идет о начертательной
геометрии (линейной и нелинейной) многомерных пространств с различной
структурой и метрикой).
Конструктор, технолог и даже экономист и социолог
постоянно решают оптимизационные задачи, как правило, многопараметрические и
многофакторные, методами математического программирования, геометрическую
основу которых составляют многомерные линейные и нелинейные формы и отношения
между ними. Расширяя рамки использования основ начертательной геометрии
приведем в качестве примеров анализ пространственно-временных ситуаций при
работе двух и более погрузчиков автоматизированного склада продукции,
запчастей, товаров. при
решении экономических, социологических задач по строению временных рядов,
факторный и другие виды анализа базируются на геометрических понятиях; к
примеру многомерный факторный анализ представляет собой отображение
многомерного аффинного пространства на другое пространство меньшей размерности.
У химиков – это построение зависимостей типа «состав-свойство» при получении
многокомпонентных химических растворов с заданными свойствами.
Более «приземленные» случаи использования
начертательной геометрии в машиностроительном черчении продемонстрируем хотя бы
следующими примерами:
·
линии перехода
литых деталей (основание и крышка корпуса редуктора, корпуса подшипников
качения холостых и приводных туеров лесотранспортеров,
канатных барабанов грузовых и тяговых лебедок ит.д.) – это линии пересечения
поверхностей;
·
линии пересечения
конуса с призматическим отверстием (пробковый кран);
·
ломаный разрез –
совмещение секущих плоскостей методом вращения;
·
развертки сложных
технических форм (пневмопроводы, отсосы-сметки, приемники
станков, циклоны и бункеры пневмотранспорта) – методы преобразования чертежа;
·
построение линий
пересечения двух тел (врезки-соединения труб пневмотранспорта) – методом сфер;
·
определение
истинного расстояния между шарнирами крепления амортизатора автомобиля, когда
он наклонен к двум плоскостям проекций и ни одна из проекций не дает истинного
размера – метод прямоугольного треугольника; метод перемены плоскостей
проекций; метод плоскопараллельного перемещения; метод вращения вокруг
проецирующей прямой или вокруг линий уровня.
Следует заметить, что содержание рассматриваемых нами
дисциплин входит в жизненный цикл изделия (ЖЦИ), где первым этапом является
маркетинг, а последним – утилизация с учетом экологических требований. До
недавнего времени первого и второго в ЖЦИ не было.
В графическом образовании инженера-лесотехника
должны «уживаться» устоявшиеся традиции и современные инновации. Интеллект
будущего инженера закладывается при изучении графических дисциплин и подготовка
к инновационному инженерному труду начинается на 1-3 семестрах в ВУЗе.
Достаточно высокий уровень учебного материала, в частности по начертательной
геометрии, для всех поколений инженеров являлось характерным для данной
дисциплины на первом семестре обучения в техническом ВУЗе. В последние годы это
особенно проявилось по причине стремительного падения уровня и качества
подготовки учащихся в школе и растущей массовости образования. В лучшем случае первокурсник имел для знакомства с черчением в
школе 60 часов (в рамках курса «Технология») или при наличии в школе
региональной или школьной компоненты, как правило, когда школа расположена
вблизи промышленного производства). Наши опросы показывают, что зачастую
это событие присутствовало в 15-17% случаев. Заметим (это мы испытали во время
учебы), что необходимость выполнения значительного числа чертежей требует
больших временных и даже физических затрат.
Учебники и учебные пособия, по которым мы сами
учились, написаны ведущими «начертальщиками» СССР и
России и характеризуются оторванностью от дальнейшего образовательного
процесса. Их авторы – заслуженные ученые и методисты с высшими учеными
степенями и званиями из ведущих ВУЗов авиационного, машиностроительного и
архитектурно-строительного профиля. Для большинства ведущих специальностей
конструкторско-технологического профиля в этих ВУЗах характерным является
тесное взаимодействие со школьными классами вышеозначенного профиля. В нашем
случае – Малая лесная академия УГЛТУ – помощник кафедры начертательной
геометрии и машиностроительного черчения, но, к сожалению, число выпускников её
– наших студентов – весьма мало.
Для подъема мотивационного настроя студентов
первокурсников в вопросах оптимизации методики преподавания инженерно-графических
дисциплин, в первую очередь, начертательной геометрии, кафедра уделяет особое
внимание профессиональной направленности дисциплин. В необходимости этого нас
убеждает и многолетняя работа одного из авторов на кафедре «Детали машин»
УГЛТУ, в том числе работа с конструктивными частями дипломных проектов студентов-лесоинженеров и дипломников двух специальностей
кафедры автоматизации производственных процессов.
Составляющие адаптации кафедр инженерно-графических
дисциплин к требованиям потребителей их услуг – последующим кафедрам – все же
есть. Начальным этапом мы считаем систематическое
отслеживание структуры потребностей в знаниях и навыках, непосредственно
используемых в курсовом проектировании привода технологической или
транспортирующей машины, механизма грузоподъемной машины (кафедра деталей
машин); в малых архитектурных формах из дерева, элементах входных групп зданий
(кафедра механической обработки древесины, кафедра древесиноведения
и специальной обработки древесины); в развертках бумажной тары и емкостей для
технологической щепы; циклонов пневмотранспорта; приемников станков
(кафедры технологии ЦБП и станков и инструментов). У лесоинженеров
это – в технологических планировках обычных и малых нижних лесопромышленных
складов для всех условий примыкания лесовозной дороги (кафедра технологии и
оборудования лесопромышленного производства) и т.д. Используем также примеры и
материальных объектов, сегодня пока не имеющих отношения к нашей отрасли
производства и профессиональной деятельности (ученые-педагоги называют это витагенно-ориентированными задачами). Это связано с тем,
что традиционно фундаментальная профессиональная подготовка инженеров
(специалистов), характерная для высшей школы СССР и РФ, означает соединение
сквозных системообразующих научных знаний с
инженерными знаниями, умениями и навыками.
На основе результатов входных тестов (а они, как
правило, плачевны) с начала семестра проводятся групповые и индивидуальные
консультации. Средством текущего контроля является тестирование по темам (разделам).
Итоговое тестирование (перед экзаменом, зачетом) дает достаточно объективную
характеристику готовности студента перед настоящей проверкой знаний.
Повсеместное приложение геометрических знаний в
различных сферах инженерной деятельности вряд ли кто сегодня будет оспаривать.
Формирование основных компетенций должно отвечать требованиям
производственно-технологической и проектно-конструкторской деятельности инженера-лесотехника. Сегодня
потенциально-приоритетными в графической подготовки специалиста являются те
компетенции, которые связаны с машинной (компьютерной) графикой, умением
работать в графических редакторах, разрабатывать графические программы или
программы с графическим интерфейсом. Однако при этом нельзя забывать,
что для работы с графической документацией, чертежами, схемами, диаграммами и
т. д. необходимы знания о методах построения изображения, алгоритмах обработки
графической информации, технологии визуализации данных. А это требует владения
базовыми понятиями фундаментальных дисциплин – начертательной геометрии и
инженерной графики.
Таким образом, сочетание традиций и инноваций в
геометро-графической подготовке инженера, при отсутствии возведения в абсолют
компьютера (который является всего лишь инструментом), позволяет понизить
уровень абстрактности учебного материала по указанным дисциплинам, столь
характерной для студентов младших курсов.