В.В. Сергеев,  Д.Г. Васькин

(УдГУ , филиал в г. Кудымкаре)

 

Компетентностный подход и новые

ценности высшего образования

 

 Термин «компетенция» пришел на смену привычным понятиям «знания, умения и навыки», которые традиционно использовались для описания квалификации специалистов. В настоящее время под этим понимается «качество социальной личности, востребованное на рынке труда и позволяющее этой личности отвечать на задачи, которые ставит перед ней общество».

Очевидно, что российский рынок труда испытывает некоторые трудности с кадрами по разным причинам, одной из которых является несоответствие результатов высшего образования требованиям рынка.

Работодатель ищет сотрудника, обладающего определенными профессиональными и личными качествами, университеты же выпускают специалистов, в лучшем случае обладающих знаниями.

Компетентностный подход в эпоху информационных технологий однозначно более выигрышен по сравнению с подходом, ориентированным на знания, умения и навыки, поскольку требования к умениям и навыкам меняются очень быстро, а знания обновляются еще быстрее.

Необходимость переориентации высшего образования с количественных характеристик на формирование качеств личности вполне очевидна.

К сожалению, дальше понимания этой необходимости в российском образовании дело не идет, поскольку как внедрить компетентностный подход пока неясно, начиная с того, что не существует схемы определения необходимых на рынке компетенций и новые стандарты также созданы по факту с ориентацией на старый подход, и заканчивая тем, что абсолютно непонятно, как организовать процесс обучения, нацеленный не на передачу знаний, а на формирование социальных качеств.

Как перейти к новому подходу?  Вся школа традиционно ориентирована на передачу знаний. У нас есть специалисты в отдельных сферах знания, и они передают это знание, и от этого никуда не деться, это главное.

Специалистов по компетенциям у нас нет, и под них нет образовательных структур: ни кафедр, ни методических семинаров, ни литературы. Самое печальное, что мы даже сами компетенции пока не можем определить, в этом есть большие трудности.

Потому что работодателю нужна золотая рыбка: чтобы делала все и сразу.

Это будет самый выгодный сотрудник. Понятно, что в большинстве случаев работодателям нужны просто компьютерные программы, или роботы с определенным числом функций, а люди здесь вообще не причем. Под формирование и контроль этой функциональности заточен весь государственный аппарат.

А современная экономика требует не столько роботов, сколько людей, так как экономика становится индивидуальной.

Поэтому университетская наука должна взять на себя лидирующую роль, так же, как и в современном производстве.

 То есть она должна моделировать идеального сотрудника, затем моделировать процесс достижения этого идеала, а потом корректировать и эту модель, и эти процессы, исходя из условий их практической деятельности, из требований современного производства.

По такому алгоритму была построена наша работа по формированию компетентностной модели специалиста в области лесных  отношений (квалификация экономист -менеджер лесного хозяйства).

На практике формирование компетенций в настоящее время происходит в рамках учебных занятий по предметам (предметная урочная система). Чтобы перейти от формирования знаний к формированию компетенций необходимо ориентировать на компетенции учебные программы. Задача каждого урока или самостоятельной работы должна состоять не только в получении знаний по определенной теме, но в освоении некоей компетенции.

Качества личности невозможно формировать в информационном вакууме. Материальная база знаний необходима не только для обучения анализу ситуационных проблем лесного комплекса или ведению деловой переписки с партнёрами по бизнесу, но и для формирования критического мышления, культуры общения и т.п. Например, невозможно овладеть культурой межличностного общения, не владея понятием «культура», не владея информацией о культурных различиях в регионах СНГ и России.

Поэтому области знания не теряют своей значимости в образовательном процессе. Знания становятся материалом и образцом для овладения компетенциями.

Тем не менее, ориентация на формирование компетенций в учебном процессе требует новых педагогических подходов и технологий. Так, критическими общими компетенциями являются аналитическое мышление, умение работать с информацией, творчество, критическое мышление, командная работа, способность принимать решения, коммуникабельность, навыки самоорганизации и контроля, умение представить себя и свою работу.

 Такой комплекс компетенций не может сформироваться в рамках традиционных учебных форм восприятия и воспроизведения информации.

Необходимы формы учебной работы, которые до сих пор являются новаторскими: проектная работа в группах, учебные дискуссии, проблемное обучение, разного рода тренинги, решение практических задач за пределами учебной аудитории/библиотек (выход на практическую деятельность), реальные стажировки.

Для перехода к новой образовательной парадигме необходимо обеспечить обучение преподавателей новым формам работы в рамках кафедральных семинаров и повышения квалификации педагогических работников.

 Более того, нужно их разработать и внедрить.

Учебные и образовательные программы пока, как и раньше, составляются с ориентацией на знания, умения и навыки, которые получат слушатели, пройдя тот или иной курс или программу. В рамках новой парадигмы цели программы необходимо формулировать и реализовывать в терминах компетенций, формирования и развития новых качеств личности.

В общих чертах ПРОГРАММА может иметь следующую форму.

Например, название курса. «Древесиноведение и лесное товароведение».

Цели курса. По завершении курса студент должен владеть следующими компетенциями: осмысленный анализ необходимости изучения данной дисциплины, трактовка и исследование физических, химических и других свойств древесины, как  продукта труда; разносторонний анализ и объяснение сути технологических процессов, результатом которых древесина превращается в новый продукт; самостоятельное углубленное изучение теории рационального раскроя ствола на круглые материалы.

В ходе курса будут развиваться следующие общие и специальные компетенции студентов:

− обработка информации;

− умение работать с научно-техническим текстом;

− письменная и устная речь;

− презентация результатов своей работы;

− работа в команде;

− творческое и критическое мышление;

− основы межпартнёрских отношений;

− личная толерантность как человека, овладевшего знаниями и практикой профессионала лесного бизнеса − компетентного специалиста высокого интеллекта.

Для системы, ориентированной на знания, характерно поступательное движение в овладении знаниями – умениями – навыками. Ни одна компетенция не может сформироваться в рамках одного определенного курса, необходимо повторное обращение к ней в рамках нескольких учебных курсов (по крайней мере, трех-четырех, формула педагогики 5 ± 2 работает и здесь).

Вернемся к примеру программы по «Древесиноведению и лесному товароведению».  Одной из задач курса является обучение анализу научно-технических текстов. Эта компетенция должна развиваться также в рамках курсов «Введение в специальность», «Культура речи», «Психология», «Основы лесного хозяйства», «Экономика и управление предприятием (лесного комплекса) и проч., которые входят в учебную программу этой специальности. Общие компетенции (работа в команде, способность принимать решения, анализировать информацию и т.д.) должны формироваться в рамках всех курсов.

Вывод. Для внедрения компетентностного подхода считаем необходимым обучение преподавателей новым формам работы, разработку и внедрение механизма мотивации преподавателей к новаторской деятельности, обеспечение прочных межпредметных и междисциплинарных связей в рамках учебных программ, разработку компетентностно-ориентированных учебных планов.

Ниже приводится план работы (на примере одной темы)

 

Деятельность

Компетенции, на развитие которых нацелено занятие

Требования к студентам

Нагрузка студента

(ак. час)

                                               Физические свойства древесины

Лекция. Физические свойства древесины (влажность, усушка, напряжения, плотность).

Умение работать с информацией.

Освоение терминологии.

Присутствие на занятии и участие в работе.

2

Самостоятельная работа.

Исследование и анализ показателей свойств древесины различных её пород.

Поиск и анализ информации.  Презентация исследования.

Выполнение и сдача преподавателю презентации исследования в формате «Power Point». Объём (6−7стр.).

 

2

Презентация и дискуссия. Определение влияния свойств древесины на качество изделий из неё.

Критическое мышление. Устная речь.

Толерантность.

Презентация своей работы.

Командная работа.

Участие в дискуссии и презентация, работа в команде по выработке выводов.

2

Лекция. Пороки древесины.

Умение работать с информацией. Освоение терминологии.

Присутствие на занятии и участие в работе.

2

Самостоятельная работа.

Анализ классификации пороков в соответствии с ГОСТ 2140−81.

Критическое мышление.

письменная речь.

Умение работать с нормативной документацией.

 

Письменный анализ данного нормативного текста с точки зрения отражения влияния пороков на полезный выход деловой древесины.

4

Проектная работа в командах. Исследование и представление показателей физических свойств древесины и её пороков на  потребительских свойствах лесных товаров из неё.

Работа в команде.

Критическое мышление.

Презентация результатов исследования.

Письменная речь.

Работа в команде 3−4 чел., подготовка обзора и презентации.

4+2

 

            Литература

        1. Васькин Д.Г., Сергеев В.В. Древесина её строение и способы эффективной сушки. Учебное пособие: Филиал Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Удмуртский государственный университет» в г. Кудымкаре: 2007. 457 с.

       2. Татур Ю.Г. Компетентность в структуре модели качества подготовки специалиста.- М.: Высшее образование сегодня, 2004, № 3.

       3. Зимняя И.А. Ключевые компетенции − новая парадигма результата образования. − М.: Высшее образование сегодня, 2003, № 5.

       4. Будущее европейского образования. Болонский процесс (Сорбонна − Болонья − Саламанка-рага). Составитель Е.В. Шевченко. СПб: Изд−во СПб ГПУ, 2002.

       5.Загрекова Л.В. Теория и технологии обучения. − М.: Высшая школа, 2004.