В.В. Сергеев, Д.Г. Васькин
(УдГУ , филиал в г.
Кудымкаре)
Компетентностный подход и новые
ценности высшего образования
Термин «компетенция» пришел на смену привычным понятиям «знания, умения и навыки», которые традиционно использовались для описания квалификации специалистов. В настоящее время под этим понимается «качество социальной личности, востребованное на рынке труда и позволяющее этой личности отвечать на задачи, которые ставит перед ней общество».
Очевидно, что российский рынок труда испытывает некоторые трудности с кадрами по разным причинам, одной из которых является несоответствие результатов высшего образования требованиям рынка.
Работодатель ищет сотрудника, обладающего определенными профессиональными и личными качествами, университеты же выпускают специалистов, в лучшем случае обладающих знаниями.
Компетентностный подход в эпоху информационных технологий однозначно более выигрышен по сравнению с подходом, ориентированным на знания, умения и навыки, поскольку требования к умениям и навыкам меняются очень быстро, а знания обновляются еще быстрее.
Необходимость переориентации высшего образования с количественных характеристик на формирование качеств личности вполне очевидна.
К сожалению, дальше понимания этой необходимости в российском образовании дело не идет, поскольку как внедрить компетентностный подход пока неясно, начиная с того, что не существует схемы определения необходимых на рынке компетенций и новые стандарты также созданы по факту с ориентацией на старый подход, и заканчивая тем, что абсолютно непонятно, как организовать процесс обучения, нацеленный не на передачу знаний, а на формирование социальных качеств.
Как перейти к новому подходу? Вся школа традиционно ориентирована на передачу знаний. У нас есть специалисты в отдельных сферах знания, и они передают это знание, и от этого никуда не деться, это главное.
Специалистов по компетенциям у нас нет, и под них нет образовательных структур: ни кафедр, ни методических семинаров, ни литературы. Самое печальное, что мы даже сами компетенции пока не можем определить, в этом есть большие трудности.
Потому что работодателю нужна золотая рыбка: чтобы делала все и сразу.
Это будет самый выгодный сотрудник. Понятно, что в большинстве случаев работодателям нужны просто компьютерные программы, или роботы с определенным числом функций, а люди здесь вообще не причем. Под формирование и контроль этой функциональности заточен весь государственный аппарат.
А современная экономика требует не столько роботов, сколько людей, так как экономика становится индивидуальной.
Поэтому университетская наука должна взять на себя лидирующую роль, так же, как и в современном производстве.
То есть она должна моделировать идеального сотрудника, затем моделировать процесс достижения этого идеала, а потом корректировать и эту модель, и эти процессы, исходя из условий их практической деятельности, из требований современного производства.
По такому алгоритму была построена наша работа по формированию компетентностной модели специалиста в области лесных отношений (квалификация экономист -менеджер лесного хозяйства).
На практике формирование компетенций в настоящее время происходит в рамках учебных занятий по предметам (предметная урочная система). Чтобы перейти от формирования знаний к формированию компетенций необходимо ориентировать на компетенции учебные программы. Задача каждого урока или самостоятельной работы должна состоять не только в получении знаний по определенной теме, но в освоении некоей компетенции.
Качества личности невозможно формировать в информационном вакууме. Материальная база знаний необходима не только для обучения анализу ситуационных проблем лесного комплекса или ведению деловой переписки с партнёрами по бизнесу, но и для формирования критического мышления, культуры общения и т.п. Например, невозможно овладеть культурой межличностного общения, не владея понятием «культура», не владея информацией о культурных различиях в регионах СНГ и России.
Поэтому области знания не теряют своей значимости в образовательном процессе. Знания становятся материалом и образцом для овладения компетенциями.
Тем не менее, ориентация на формирование компетенций в учебном процессе требует новых педагогических подходов и технологий. Так, критическими общими компетенциями являются аналитическое мышление, умение работать с информацией, творчество, критическое мышление, командная работа, способность принимать решения, коммуникабельность, навыки самоорганизации и контроля, умение представить себя и свою работу.
Такой комплекс компетенций не может сформироваться в рамках традиционных учебных форм восприятия и воспроизведения информации.
Необходимы формы учебной работы, которые до сих пор являются новаторскими: проектная работа в группах, учебные дискуссии, проблемное обучение, разного рода тренинги, решение практических задач за пределами учебной аудитории/библиотек (выход на практическую деятельность), реальные стажировки.
Для перехода к новой образовательной парадигме необходимо обеспечить обучение преподавателей новым формам работы в рамках кафедральных семинаров и повышения квалификации педагогических работников.
Более того, нужно их разработать и внедрить.
Учебные и образовательные программы пока, как и раньше, составляются с ориентацией на знания, умения и навыки, которые получат слушатели, пройдя тот или иной курс или программу. В рамках новой парадигмы цели программы необходимо формулировать и реализовывать в терминах компетенций, формирования и развития новых качеств личности.
В общих чертах ПРОГРАММА может иметь следующую форму.
Например, название курса. «Древесиноведение и лесное товароведение».
Цели курса. По завершении курса студент должен владеть следующими компетенциями: осмысленный анализ необходимости изучения данной дисциплины, трактовка и исследование физических, химических и других свойств древесины, как продукта труда; разносторонний анализ и объяснение сути технологических процессов, результатом которых древесина превращается в новый продукт; самостоятельное углубленное изучение теории рационального раскроя ствола на круглые материалы.
В ходе курса будут развиваться следующие общие и специальные компетенции студентов:
− обработка информации;
− умение работать с научно-техническим текстом;
− письменная и устная речь;
− презентация результатов своей работы;
− работа в команде;
− творческое и критическое мышление;
− основы межпартнёрских отношений;
− личная толерантность как человека, овладевшего знаниями и практикой профессионала лесного бизнеса − компетентного специалиста высокого интеллекта.
Для системы, ориентированной на знания, характерно поступательное движение в овладении знаниями – умениями – навыками. Ни одна компетенция не может сформироваться в рамках одного определенного курса, необходимо повторное обращение к ней в рамках нескольких учебных курсов (по крайней мере, трех-четырех, формула педагогики 5 ± 2 работает и здесь).
Вернемся к примеру программы по «Древесиноведению и лесному товароведению». Одной из задач курса является обучение анализу научно-технических текстов. Эта компетенция должна развиваться также в рамках курсов «Введение в специальность», «Культура речи», «Психология», «Основы лесного хозяйства», «Экономика и управление предприятием (лесного комплекса) и проч., которые входят в учебную программу этой специальности. Общие компетенции (работа в команде, способность принимать решения, анализировать информацию и т.д.) должны формироваться в рамках всех курсов.
Вывод. Для внедрения компетентностного подхода считаем необходимым обучение преподавателей новым формам работы, разработку и внедрение механизма мотивации преподавателей к новаторской деятельности, обеспечение прочных межпредметных и междисциплинарных связей в рамках учебных программ, разработку компетентностно-ориентированных учебных планов.
Ниже приводится план работы (на примере одной темы)
Деятельность |
Компетенции, на
развитие которых нацелено занятие |
Требования к студентам |
Нагрузка студента (ак. час) |
Физические свойства древесины |
|||
Лекция. Физические свойства
древесины (влажность, усушка, напряжения, плотность). |
Умение
работать с информацией. Освоение
терминологии. |
Присутствие
на занятии и участие в работе. |
2 |
Самостоятельная работа. Исследование
и анализ показателей свойств древесины различных её пород. |
Поиск
и анализ информации. Презентация
исследования. |
Выполнение
и сдача преподавателю презентации исследования в формате «Power Point». Объём
(6−7стр.). |
2 |
Презентация
и дискуссия. Определение
влияния свойств древесины на качество изделий из неё. |
Критическое
мышление. Устная речь. Толерантность. Презентация
своей работы. Командная
работа. |
Участие
в дискуссии и презентация, работа в команде по выработке выводов. |
2 |
Лекция.
Пороки древесины. |
Умение
работать с информацией. Освоение терминологии. |
Присутствие
на занятии и участие в работе. |
2 |
Самостоятельная работа. Анализ
классификации пороков в соответствии с ГОСТ 2140−81. |
Критическое
мышление. письменная
речь. Умение
работать с нормативной документацией. |
Письменный
анализ данного нормативного текста с точки зрения отражения влияния пороков
на полезный выход деловой древесины. |
4 |
Проектная работа в
командах. Исследование
и представление показателей физических свойств древесины и её пороков на потребительских свойствах лесных товаров из
неё. |
Работа
в команде. Критическое
мышление. Презентация
результатов исследования. Письменная
речь. |
Работа
в команде 3−4 чел., подготовка обзора и презентации. |
4+2 |
Литература
1. Васькин Д.Г., Сергеев В.В. Древесина её
строение и способы эффективной сушки. Учебное пособие: Филиал Государственного
образовательного учреждения высшего профессионального образования «Удмуртский
государственный университет» в г. Кудымкаре: 2007. 457 с.
2. Татур Ю.Г. Компетентность в структуре
модели качества подготовки специалиста.- М.: Высшее образование сегодня, 2004,
№ 3.
3. Зимняя И.А. Ключевые компетенции
− новая парадигма результата образования. − М.: Высшее образование
сегодня, 2003, № 5.
4. Будущее европейского образования.
Болонский процесс (Сорбонна − Болонья − Саламанка-рага).
Составитель Е.В. Шевченко. СПб: Изд−во СПб ГПУ, 2002.
5.Загрекова Л.В. Теория и технологии
обучения. − М.: Высшая школа, 2004.